20 лет альбому!
Placebo - Sleeping with Ghosts (2003)
Alternative Rock (UK)
Брайан Молко привык к ореолу двусмысленности и туманных недосказанностей. Он окружал фигуру британца с самого начала музыкальной карьеры. Само название его группы Placebo первым делом наталкивало на фармакологические ассоциации, хотя участники не раз говорили, что выбрали его как латинский эквивалент фразы "Я буду рад". Ещё одним, едва ли не самым ключевым, поводом для вольных трактовок являлся андрогинный образ самого Молко, провоцировавший постоянные разговоры насчет его сексуальности. С музыкой Placebo некоторое время всё тоже складывалось довольно неопределенно.
Главным стилистическим направлением группы считается альтернативный рок, однако критики часто сравнивали их музыку с творчеством таких классиков первой волны пост-панка, как New Order, The Cure, U2 и Talking Heads. Ещё одно влияние, в своё время обеспечившее Placebo покровительство самого Дэвида Боуи - глэм-рок. Макияж и эпатажная театральность фронтмена служила реакцией на мачизм брит-попа, царствовавший на английской сцене конца 90-х, и в то время это действительно сработало. На стыке веков Placebo гремели в чартах Европы, сначала с быстрым, грубым панк-поп дебютом, а затем плавно переместились на более тёмную депрессивную сторону звучания. В итоге, к 2000 г. их музыка стала очень мрачной и пафосной, в чем отчасти были виноваты наркотики. Строго говоря, они пели про мир, который их окружал, а он был не слишком радостен и чист. Сам Брайан Молко не особенно любит вспоминать тот период, а пластинку "Black Market Music" 2000 г. официально называет своей самой нелюбимой. Тем не менее, как раз на этом непростом промежутке началась новая веха экспериментов Placebo.
Завершив промо третьего альбома, группа не имела четкого представления о том, куда им нужно двигаться дальше. Конечно, был вариант и дальше падать в наркотическую бездну, но они выбрали другой путь, и в конце 2002 г. приступили к записи пластинки "Sleeping with Ghosts". В двусмысленном мире Placebo этот альбом заслужил звание одного из наиболее прямолинейных по нескольким причинам. Прежде всего, дело в названии, прозрачно отразившем его идею. Молко называл запись сборником рассказов, посвященных призракам прошлых отношений. Большинство песен включают размышления о неудачной любви ("The Bitter End"), подавлении партнерами друг друга ("Special Needs") и поиску родственной души ("Sleeping with Ghosts"). Брайан, написавший все треки, называл свою музыку способом оглянуться на свой былой опыт и изгнать демонов и призраков из его предыдущих привязанностей. Обложка пластинки повторяет название едва ли не буквально. Жан Батист Мондино, известный своей работой с Мадонной, изобразил полностью обнаженную и прозрачную словно привидение девушку, обнимающую реального мужчину.
В музыкальном плане альбом не менее прямолинеен. Резкий поп-панк, характерный для группы, окрашен здесь элементами андрогинной электроники. Чтобы свести воедино 12 треков, сочетающих хард-роковые биты, холодные гитары и электронный дурман, группа наняла Джима Эббисса, звукоинженера и продюсера, причастного к записям Бьорк, Massive Attack, DJ Shadow и The Verve. Его роль заключалась в придании музыке Placebo чувства зрелости и лаконичности. Они продолжают чередовать гитарные баллады с танцевальными поп-треками, но уже без влияния прог-рока и других излишеств с их первых альбомов. В качестве синглов были выбраны наиболее яркие композиции: задорный гитарный рокер "Special Needs", заглавный "Sleeping with Ghosts" с сильным влиянием дрим-поп, энергичный инди-готик трек "The Bitter End".
Альбом был выпущен 24 марта 2003 г. и дебютировал на 11-м месте в Великобритании, что оказалось значительно ниже пиковых значений предыдущих записей Placebo. Тем не менее, на европейском рынке пластинка показала куда более успешные результаты, возглавив чарты Франции и Бельгии и попав в top-5 Германии, Швейцарии, Греции и Португалии. Продажи на территории европейского континента составили 1 млн. экземпляров.
Ровное звучание обеспечило "Sleeping with Ghosts" благодушный прием аудитории, но не понравилось критикам. Альбомы Placebo и раньше нередко получали сдержанные оценки, а теперь и подавно удостоились эпитетов вроде "микро-Боуи" или "бесчувственная угрюмость". Pitchfork пошел дальше всех, сравнив обложку с наполнением самой пластинки, где также как на фото форма и содержание оказались четко разделены, а результат вышел красивым, но мертвым. С другой стороны, BBC отмечали, что "каждая песня здесь написана автором настолько инстинктивно и точно, что когда он пишет песню под названием "The Bitter End", тот оказывается именно таким". Этому суждению вторят фанаты группы, которые нередко называют "Sleeping with Ghosts" самым Placebo-звучащим альбомом. Без всякой двусмысленности и недосказанностей.